Ильф Илья Арнольдович

(при рождении Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг)

Русский советский писатель,

драматург и сценарист, фотограф и журналист

3 (15). 10. 1897 – 13.04.1937 гг.

Родился Илья (Иехиел-Лейб) Файнзильберг 3 (15) октября 1897 г. в Одессе. Был третьим из четырёх сыновей в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга и его жены Миндль Ароновны (урождённая Котлова). Отец работал в одесском отделении Сибирского банка.

Илья в 1913 году окончил техническую школу, работал в чертёжном бюро, потом на телефонной станции, военном заводе.

Попробовал себя в роли бухгалтера. После революции стал журналистом, а затем редактором в юмористических журналах. Был членом Одесского союза поэтов.

В 1923 Илья переехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок». Он писал материалы юмористического и сатирического характера, в основном – фельетоны.

«Записные книжки»

«Записные книжки» Илья Ильф вёл с 1925 года до самой смерти. В них включались дневники поездок по СССР и другим странам, наброски будущих очерков и фельетонов, услышанные или пришедшие в голову удачные фразы. Подготовленные записи вычёркивались, если они вносились в новые сочинения.

Постепенно «Записные книжки» превратились в особое художественное сочинение, напоминающее исповедь. Там есть зарисовки, напоминающие стихотворения в прозе, критические и пародийные отзывы о советской жизни.

В его «Записных книжках» есть и символическое определение СССР, для которого автор использовал названия книги М. Пришвина «В краю непуганых птиц»: «Край непуганых идиотов», а рядом слова – «Самое время пугнуть!»

Издать «Записные книжки» в СССР удалось лишь со значительными сокращениями, но многие мысли Ильфа быстро стали крылатыми.

В газете «Гудок» в то время работал Евгений Петров. В 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Через год Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела. Вслед за ним ушёл из «Гудка» и Петров. Вскоре они стали сотрудниками нового еженедельного журнала «Чудак».

Первый номер художественного журнала сатиры и юмора открылся 25 декабря 1928 года. Применив цитату из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова к деятельности журнала, можно сказать, что «Чудак» боролся «с врагами общества»: плохими кооператорами, растратчиками, Чемберленом, бюрократами. Он уязвлял своими остротами подхалимов. «Чудак» боролся с пошлостью, невежеством и бездарностью.

Во главе журнала встал Михаил Ефимович Кольцов, отличный газетчик и публицист. Вокруг него сосредоточились превосходные силы юмористов, а среди авторов в первую очередь нужно назвать Горького и Маяковского. Постоянными сотрудниками, приглашёнными в журнал лично Кольцовым, были Борис Левин, Виктор Ардов, Илья Ильф и Евгений Петров (все четверо в 1927-1928 гг. активно трудились в журнале «Смехач»). Хотя Ильф и Петров к тому времени были широко известны как авторы романа «Двенадцать стульев» и повести «Светлая личность», они с энтузиазмом занимались журналистской работой.

Для И. Ильфа и Е. Петрова «чудаковский» период оказался очень плодотворным: за четырнадцать месяцев существования журнала они, «оптом и в розницу», опубликовали более семидесяти вещей, подписанными фамилиями и псевдонимами. Кроме того они ещё и работали над новым романом «Великий комбинатор» (будущий «Золотой телёнок»). Можно только удивляться их трудоспособности и таланту. В «Чудаке» родился их псевдоним – Ф. Толстоевский. Были и другие псевдонимы, например: Дон-Бузилье, Холодный философ, Коперник, А Старосольский и др.

Очень много печатались Ильф и Петров без подписи, главным образом в тех разделах, которые вели в журнале сами. В «Чудаке» Ильф заведовал разделом «Слезай – приехали», обрабатывая фактический материал, поступающий от читателей. Это было его привычным делом за время долгой службы в газете «Гудок» (1923-1928 гг.). В разделе «Рычи – читай» Ильф публиковал литературные рецензии. Сотрудничал в журнале «Смехач» (издатель – «Гудок»), вёл раздел «Тараканы в тесте», посвящённый книжным и газетным ляпсусам и печатал мелочи в разделе «Смехач на рельсах» (1927-1928 гг.).

В журнале критики и литературоведения «Вопросы литературы» за 2007 год (ноябрь-декабрь) было опубликовано письмо дочери Ильи Арнольдовича Александры Ильф:

«Вопросы литературы». – 2007. – № 11-12. – С. 261.

Известно, что значительная часть художественной прозы была написана Ильфом Арнольдовичем в соавторстве с Евгением Петровым. Помимо «Двенадцати стульев», они написали роман «Золотой телёнок», книгу «Одноэтажная Америка», фантастическую повесть «Светлая личность», новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада». Ими написан был ряд сценариев, а также ряд повестей, очерков и водевилей.

Произведения Ильфа и Петрова были переведены на десятки языков мира, выдержали большое количество переизданий. Написанные ими произведения неоднократно экранизировались, ставились на сценах многих театров.

В 1932-1937 гг. И. Ильф и Е. Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил».

  

Некоторые произведения И. Ильфа и Е. Петрова

   

Автографы писателей И. Ильфа и Е. Петрова

В тридцатые годы Илья Ильф серьёзно увлёкся фотографией. Он любил путешествовать и всегда делал снимки. Их через много лет после смерти отца случайно нашла дочь Александра Ильинична.

 Во время путешествия на автомобиле по американским штатам у Ильфа открылся давний туберкулёз, диагностированный у него ещё в начале 1920-х годов. Он и привёл к трагическому концу.

Скончался популярный советский писатель Илья Арнольдович Ильф в Москве 13 апреля 1937 года.

В Одессе установлена мемориальная доска с барельефом:

«Илья Ильф.

Писатель родился в этом доме в 1897 году»

В культурно-историческом комплексе «Двор Кириллицы» болгарского города Плиска установлена скульптура И. Ильфа и его соавтора Е. Петрова работы скульптора Александра Миронова.

КЛЕОПАТРА В АРМАВИРЕ

Среди сатирических заметок и рассказов Ильи Арнольдовича Ильфа в 46 номере журнала «Чудак» в 1929 году в числе других была опубликована и «Клеопатра в Армавире».

Это произведение было опубликовано на стр. 289-290 в №6 «Вопросов литературы» за 2007 год в числе тех, что неоспоримо доказано – принадлежит перу Ильфа.

«Вопросы литературы. – 2007. – № 6 (нояб.- дек.). – С. 289-290.

В армавирской газете «Трудовой путь» в 1929 г. году были размещены несколько ознакомительных публикаций с журналом «Чудак» и объявлена подписка на него на 1930 год.

 

Публикации из газеты «Трудовой путь» в ноябре 1929 г.

Архивный отдел администрации МО г. Армавир

Илья Арнольдович Ильф, конечно, в Армавире не был. С большой долей вероятности можно предположить, что «Клеопатру» он написал по материалам, присылаемым читателями в «Чудак», которые он обрабатывал. Либо услышал об этом паноптикуме от кого-то, общаясь по долгу службы со многими людьми. Случись приезд в Армавир писателя, данный факт был бы непременно зафиксирован. Главная городская газета тех лет «Трудовой путь» и её преемница «Армавирская коммуна» всегда живо откликались на все события, происходящие в городе. И приезд в Армавир Ильи Ильфа нашёл бы отражение на страницах газеты. А такового – не обнаружено.

Литература

Ильф, Илья. Клеопатра в Армавире / И. Ильф // Вопросы литературы. – 2007. – № 11-12. – С. 289-290.

К сведению населения: в свет выходит сатирический журнал «Чудак», объявлена подписка на него // Трудовой путь. – 1929. – нояб.

«Чудак» : торжественно открывая подписку на 1930 год // Трудовой путь. – 1929. – нояб.

Ильф, Александра. Без подписи Ильф и Петров в журнале «Чудак» / А. Ильф // Вопросы литературы. – 2007. – № 11-12. – С. 261.