Велимир Хлебников

(настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников)

28 октября [9 ноября по новому стилю] 1885 – 28 июня1922

Русский поэт и прозаик,

один из крупнейших деятелей русского авангарда.

Входил в число основоположников русского футуризма;

реформатор поэтического языка,

экспериментатор в области словотворчества.

 

Сегодня снова я пойду

Туда, на жизнь, на торг, на рынок,

И войско песен поведу

С прибоем рынка в поединок!

В. Хлебников

Его называют поэтом для поэтов. Давид Бурлюк писал: «Хлебников указал новые пути поэтического творчества!..»

Владимир Маяковский уточняет: «…Хлебников дает […] метод правильного словотворчества. […] Во имя сохранения правильной литературной перспективы считаю долгом […] напечатать от своего имени и, не сомневаюсь, от имени моих друзей, поэтов Асеева, Бурлюка, Крученых, Каменского, Пастернака, что считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и честнейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе».1

Высшую оценку Хлебникову дал один из крупнейших лингвистов Роман Якобсон: «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего века…»2

А вот что пишет София Старкина, специалист по творчеству В. Хлебникова, автор первого целостного жизнеописания поэта: «Велимир Хлебников – поэт, во многом определивший пути развития русской литературы и всей русской культуры ХХ века. Его жизнь, короткая и стремительная, насыщена событиями, окружена легендами, за которыми стоят факты еще более удивительные, чем сами легенды. Хлебников был не только поэтом, но и лингвистом, орнитологом, математиком, историком, философом. Многие из его прозрений казались современникам утопией, но теперь […] его идеи начинают находить признание. Хлебников говорил о связи времени и пространства, о цикличности исторических процессов, о влиянии лунных и солнечных циклов на человека и природу, о закономерностях расселения народов в Европе. Он размышлял о происхождении и развитии языка, об условности языкового знака. […] Он высказывался по проблемам экологии и атомной энергии, но в то же время оставался поэтом, удивительным и неповторимым».3

 

Внешнюю, «событийную» жизнь Велимира Хлебникова

можно охарактеризовать одним словом:

 

ДОРОГА

Он родился в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия). В связи с работой отца – Владимир Алексеевич служил по ведомству Министерства земледелия и государственного имущества – Хлебниковы часто переезжали: на Волынь, в Симбирскую губернию, в Казань.

После окончания гимназии В. Хлебников в 1903 году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. Вскоре за участие в студенческой демонстрации был арестован и месяц провел в тюрьме, после чего покинул университет, правда, через несколько месяцев он подает прошение о зачислении на тот же факультет, но уже на естественное отделение. В 1904-1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей.

Хлебников. Казань, 1903-1904

Первые известные литературные опыты Хлебникова относятся к 1904 г., а уже через два года он практически перестал уделять внимание и орнитологии, и учебе в университете, сосредоточившись на писательстве. Желанием серьезно заниматься литературой был продиктован и его переезд в Санкт-Петербург в 1908 году. И хотя Хлебников перевелся в столичный университет (за 3 года несколько раз меняя факультеты), университетского образования так и не завершил – в 1911 году был отчислен за неуплату (отец посылал деньги на учебу, Хлебников просто не посещал занятия и не сдавал экзамены).

Он часто уезжал из Петербурга – то в Таврическую губернию с братьями Бурлюками, то в речное путешествие по Волге. Подолгу жил у родителей в Астрахани, гостил в Москве у актрисы Надежды Николаевой, с которой у него завязался роман, часто посещал дачу Юрия Анненкова в Куоккале (ныне поселок Репино).

В апреле 1916 г. Хлебников был мобилизован на военную службу, в 93-й запасной пехотный полк, находившийся в Царицыне (ныне Волгоград). Служба поэту давалась с большим трудом, и буквально через месяц он обратился с просьбой о помощи к своему знакомому Н. И. Кульбину, в то время военному врачу-психиатру. Тот сразу начал действовать и констатировал у Хлебникова «состояние психики, которое никоим образом не признается врачами нормальным», после чего поэту назначили комиссию в Царицыне, потом в Казани и в Астрахани, а в начале весны 1917 года предоставили пятимесячный отпуск. Хлебников сразу же уехал в Харьков и в армию уже не вернулся.

После революции поэт снова путешествовал, почти нигде не останавливаясь на срок больше нескольких месяцев. 1917 год – Киев, Харьков, Таганрог, Царицын, Астрахань, Петроград; 1918 – Москва, Нижний Новгород, Казань и опять Астрахань. В начале 1919 года Хлебников приехал в Москву, где должна была выйти его книга, но сборник так и не появился, во многом из-за того, что Хлебников весной неожиданно уехал в Харьков. Там он некоторое время провел в психиатрической лечебнице, спасаясь от призыва в деникинскую армию, занявшую город. Из Харькова поэт уехал в августе 1920 г., осенью на несколько месяцев осел в Баку.

Есенин, Мариенгоф, Хлебников. Харьков, 1920

С апреля по август 1921 года Хлебников находился в Персии (Иране). Дело в том, что в 1920 г. на севере Ирана вспыхнуло антиправительственное восстание, а вскоре было объявлено о создании Персидской советской республики. Россия поддержала повстанцев и послала войска. Хлебников был приписан к армии в качестве лектора. Однако вместо чтения лекций свел знакомство с несколькими дервишами – мусульманскими странствующими монахами-проповедниками (он и сам стал известен среди местных жителей как «русский дервиш»). Поэт побывал в Энзели, Реште, Шахсеваре… В селении Халхал (Зоргам) он устроился на службу к местному хану в качестве воспитателя его детей, но работал там всего несколько дней. Вскоре наступление революционных войск было приостановлено, и Хлебников вернулся в Россию. Жил в Железноводске, три месяца провел в Пятигорске, работая ночным сторожем. В декабре отправился в Москву.

В мае 1922 года друг и поклонник таланта Хлебникова художник П. Митурич предложил поэту две-три недели побыть в деревне Санталово Новгородской губернии. Вскоре после приезда туда Хлебников слег, пораженный параличом. Удаленность от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь. Вскоре у него окончательно отнялись ноги, развилась гангрена (предположительно, от полной закупорки вен), и 28 июня 1922 года Хлебников скончался. Его похоронили на погосте в деревне Ручьи. В 1960 г. останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

ХЛЕБНИКОВ И АРМАВИР

В одной из сохранившихся дневниковых записей, предположительно, от 28 декабря 1921 г., Хлебников после слов «дорога чада милого» перечисляет основные места, где он жил в последние три года. Армавир не упоминается: то ли по причине кратковременности пребывания, то ли вследствие незначительности события.

В письме к родным из Баку от 2 ноября 1920 г. он сообщает: «Раньше я жил в Харькове, Ростове, на Северном Кавказе около Армавира и Петровска [ныне Махачкала]».4

Евгений Арензон, один из составителей академического шеститомного собрания сочинений Хлебникова, в биографической статье о поэте пишет: «Неожиданно появившись в Харькове в апреле девятнадцатого, так же неожиданно для окружающих Хлебников его покидает в августе двадцатого. Но отправляется он не в Москву, где остались, казалось бы, важные для него рукописи, где сохранялись какие-то признаки традиционной литературной жизни. Осознав себя в Харькове пророком планетарных преображений, Хлебников устремляется, как дервиш, в Персию […] как всегда без денег, вероятно, без документов, не имея спутников. По местам, не успевшим оправиться после тяжелых боев, где еще бродят всякие лихие люди и не восстановлена нормальная работа транспорта. Путь в Персию лежал через Ростов-на-Дону, через Армавир, через дагестанский аул вблизи Дербента, через страну огней Азербайджан».5

М. Доброковский. Портрет Хлебникова, 1921.

Упоминавшаяся выше София Старкина на основе различных документальных источников составила «Хронологическую канву жизни и творчества Велимира Хлебникова». Процитируем несколько записей за 1920 год:

август-сентябрь

Поездка в Ростов. Постановка «Ошибки смерти» в местном театре.

1-7 сентябрь

В Баку – I съезд народов Востока. Хлебников присутствует. Ехал через Харьков – Ростов – Армавир – Дербент.

25 сентябрь

Армавир. Хлебников – делегат 1-й конференции Пролеткультов Кавказско-Донецких организаций.

30 сентябрь

Выехал из Армавира с удостоверением сотрудника литературно-издательского отдела Оргбюро конференции.

конец сентябрь – нач. октябрь

Хлебников в Дагестане.

октябрь

Приезд в Баку. Приглашен к сотрудничеству в «Кавказской коммуне». Поступил на службу в БакКав Роста.6

В своей книге «Велимир Хлебников» С. В. Старкина так освещает армавирский эпизод жизни поэта: «В конце сентября он успевает посетить еще один съезд. На этот раз он присутствует в Армавире на Первой конференции пролеткультов кавказско-донецких организаций. Хотя ни на Съезде народов Востока, ни на Конференции пролеткультов Хлебников не делал никаких докладов, он был внимательным и благодарным слушателем. Все, что происходило в стране, его живо интересовало, многое из того, о чем говорили делегаты съездов, он давно уже предвидел в своих статьях и стихах».7

 

Необходимое пояснение

«Пролеткульт – литературно-художественная и культурно-просветительная организация, возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917-20. Провозглашала задачу формирования пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. К 1920 организации пролеткульта насчитывали до 400 тысяч членов, 80 тысяч человек занимались в художественных студиях и клубах. Издавалось около 20 журналов пролеткульта».8

Теоретики пролеткульта считали, что социалистическая пролетарская культура может создаваться только самими пролетариями, таким образом, отрицалась связь между новой культурой и культурой прошлого. При этом принижалась роль в культурном строительстве крестьянства и интеллигенции. Идеологи организации считали, что пролеткульт должен быть независим от государства и коммунистической партии. Все эти положения вызвали резкую критику В. И. Ленина, который считал, что необходимо отвергнуть «всякие попытки выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации». Напротив, безусловная «обязанность всех организаций Пролеткульта рассматривать себя всецело как подсобные органы сети учреждений Наркомпроса».9

В декабре 1920 г. в газете «Правда» появилось письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», которое нанесло окончательный удар по независимости этой организации. Со временем руководящие органы Пролеткульта были ликвидированы как «антипартийная автономия», а все среднее звено обязывалось руководствоваться в работе директивами Наркомпроса и РКП(б). После 1920 г. число пролеткультов неуклонно сокращалось. А в 1932 г. после принятия резолюции ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» пролеткульты растворились в творческих союзах (писателей, театральных деятелей и пр.).

Литература

Хлебников, Велимир. Собрание сочинений : в шести томах / под общ. ред. Р. В. Дуганова ; составление, подгот. текста и примеч. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова ; Рос. академия наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; О-во Велимира Хлебникова. – М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000-2006.

Мир Велимира Хлебникова : статьи, исследования 1911-1998 / сост. В. В. Иванов, З. С. Паперный, А. Е. Парнис ; под общ. ред. А. Е. Парниса. – М. : Языки русской культуры, 2000. – 880 с. : ил. – (Язык. Семиотика. Культура).

Старкина, С. В.  Велимир Хлебников. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 339 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

Мир Велимира Хлебникова : [сайт] / сост. и ред. София Вячеславовна Старкина ; дизайн, верстка, администрирование Валерия Акулова. – [СПб., 2005-2015]. – URL : http://хлебников-велимир.рф/index.htm (дата обращения: 25.01.2016). – Сайт создан при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ).

Хлебникова поле : [сайт] / сост. Молотилов Владимир Сергеевич. – [2004-2016]. – URL : http://www.ka2.ru/index.html (дата обращения: 25.01.2016).

Хлебников, Велимир : материал из Википедии – свободной энциклопедии. – URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/Хлебников,_Велимир (дата обращения: 25.01.2016).

 

Примечания

 

1 Маяковский В. В.   В. В. Хлебников // Полн. собр. соч. : в 12 т. М. : Гос. изд-во «Худож. лит.», 1939-1949. Т. 2. Стихи ; Статьи, 1917-1925 / ред. и коммент. В. Тренина. 1939. С. 479, 483.

2 Якобсон Р. О. Из воспоминаний / публ. Б. Янгфельдта // Мир Велимира Хлебникова : статьи, исследования 1911-1998 / сост. В. В. Иванов, З. С. Паперный, А. Е. Парнис ; под общ. ред. А. Е. Парниса. М. : Языки русской культуры, 2000. С. 86.

3 Старкина София. Велимир Хлебников. М. : Молодая гвардия, 2007. [С. 5].

4 Хлебников В. Семье Хлебниковых (Баку, 2 ноября 1920 г. – в Астрахань) : [письмо] // Собр. соч. : в шести т. / под общ. ред. Р. В. Дуганова. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2006. Т. 6. Кн. 2 : Доски судьбы. Мысли и заметки. Письма и другие автобиогр. материалы. 1897-1922. С. 199.

5 Арензон Евгений. Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова. Посмертная история его наследия // Там же. С. 266.

6 Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова : 1920 // Мир Велимира Хлебникова : [сайт]. URL : http://хлебников-велимир.рф/biography/1920/1920.htm (дата обращения: 25.01.2016).

7 Старкина С. В. Велимир Хлебников. М. : Молодая гвардия, 2007. 339 с. : ил. (Жизнь замечательных людей).

8 Дикушина Н. И., Швецова Л. К. Пролеткульт : [статья] // Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 21. ПРОБА-РЕМЕНСЫ / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1975. С. 74.

9 Ленин В. И. О пролетарской культуре // Полн. собр. соч. : в 55 т. Т. 41. Май-ноябрь 1920 / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М. : Изд-во полит. лит., 1981. С. 337.