Продолжение статьи

Лев Николаевич Толстой

28 августа (9 сентября по н. с.) 1828 – 7 (20) ноября 1910 г.

Великий русский писатель, философ и мыслитель XIX – начала XX века.

28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям Россииˡ. Мать писателя – урождённая Волконская. Он был четвёртым ребёнком в большой дворянской семье. После смерти родителей (в 1830 году умерла мать Толстого, а в 1837 году – отец) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань к опекунше П. И. Юшковой (тётке по отцу). Хотя мальчик пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём творчестве.

Начальное образование он получил дома, уроки давали французские и немецкие преподаватели. В 1843 году Лев Толстой поступил на факультет восточных языков (арабско-турецкая словесность) в Императорский Казанский университет. Низкие оценки заставили его перейти на юридический факультет того же университета. В 1847 году, не окончив курс, ушёл из университета и вернулся в имение родителей Ясную Поляну, которое получил в собственность как отцовское наследство. Последующие несколько лет Лев Толстой провёл в исканиях: собирался заняться сельским хозяйством, пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны. Однако это начинание закончилось неудачей – он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу. Жил светской жизнью в Москве, в Петербургском университете весной 1849 г. держал экзамены на степень кандидата права. Определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание. В чём Толстой действительно преуспел – в ведении дневника. Именно эта привычка длиною во всю его жизнь вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.

С детства он увлекался музыкой. Его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон. Лев Николаевич мог часами играть их произведения.

В 1851 году из Ясной Поляны уехал на Кавказ, где служил его старший брат Николай. Добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В ноябре 1854 года по личной просьбе Толстого был переведён в Севастополь и принял участие в Крымской войне. При защите Севастополя проявил редкое бесстрашие. Награждён орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалью «За защиту Севастополя».

На Кавказе Лев Толстой всерьёз занялся литературным творчеством. Он начал работать над автобиографической повестью «Детство». В 1852 году отправил её в «Современник» – самый популярный в то время журнал. Повесть была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале. Она и стала первой публикацией будущего великого писателя. После повести «Детство» Толстой стал писать о своей жизни на армейской заставе на Кавказе: «Набег», «Рубка леса». Удивительно, что во время активных сражений в Крымской войне, он продолжал писать. «Отрочество» – вторая книга в автобиографической трилогии. В «Севастопольских рассказах» Лев Николаевич создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. Часть рассказов представлена в виде повествования от лица солдата.

В 1855 году приехав в Петербург, сблизился с сотрудниками журнала «Современник», лично познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским.

В 1857 году ему удалось опубликовать «Юность» – третью часть автобиографической трилогии, в которой он заявил себя не просто «поэтом детства», а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в его дальнейшем творчестве. В литературных кругах Санкт-Петербурга он уже пользовался большой популярностью Начатую ещё в армейские годы работу над «Казаками», он завершил только в 1862 году, когда после окончания Крымской войны вернулся домой.

«Военная карьера – не моя…» – пишет Лев Николаевич в дневнике. В 1857 году отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 году в Ясной Поляне Лев Толстой открыл школу для детей и сам проводил занятия. Вторую заграничную поездку с целью изучения постановки школьного дела во Франции, Италии, Германии и Англии совершил в 1860-1861 гг. В Лондоне познакомился с Герценом, посетил лекцию Диккенса.

В мае 1861 года (год отмены крепостного права) Лев Толстой возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле. Тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 году Сенат издал указ об увольнении Толстого со службы. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения.

В 1862 году жизнь Льва Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс, и началась патриархальная жизнь в родовом имении в качестве главы всё увеличивающейся семьи. (Толстые воспитали девятерых детей).

1860–1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений, которые обессмертили имя Толстого. «Война и мир» (1863-1869) – первый его роман, после успеха которого в 1873 году он приступает к работе над второй из наиболее известных его книг – романом «Анна Каренина» (1873–1877). Как и «Война и мир», книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, что особенно заметно в романтических отношениях между персонажами Кити и Левина. Это напоминает ухаживания Толстого за его собственной женой. «Анна Каренина» была высоко оценена публикой. Гонорары, полученные за роман, принесли писателю финансовый успех.

В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подрастающим детям. С этого времени зимы Лев Николаевич проводил в Москве. Здесь в 1882 году он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате «Так что же нам делать?» и сделал вывод:

«… Так нельзя жить, так жить нельзя!»

Несмотря на большой успех «Анны Карениной», после завершения романа Лев Толстой испытывал духовный кризис, находился в депрессии. И следующий этап биографии писателя характеризуется поиском смысла жизни. Он сначала обратился к Русской православной церкви, однако не нашёл ответы на мучившие его вопросы и пришёл к выводу, что церкви коррумпированы и вместо религии продвигают свои собственные убеждения. Он решил выразить свое мнение, основав в 1883 году новое издание под названием «Посредник». Помимо религиозных трактатов Лев Николаевич продолжал писать беллетристику на протяжении 1880 – 1890-х годов. Среди его поздних работ – нравственные рассказы. Одна из самых успешных – повесть «Смерть Ивана Ильича», написанная в 1886 году. В 1898 году была создана повесть «Отец Сергий» в свете новых убеждений в результате духовного преобразования.

Своё новое миросозерцание Лев Толстой выразил в «Исповеди» (1879–1882), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа». Этот перелом в сознании привёл Толстого к отрицанию государства, казённой церкви и собственности. Он создаёт «Краткое изложение Евангелия». Он положил в основу нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием. Эти требования составляют смысл так называемого «толстовства», которое делается популярным не только в России, но и за границей.

В этот период он пришёл к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. Занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешёл на вегетарианскую пищу, активно участвовал в организации помощи голодающим, организовывал бесплатные столовые. В 1891 году публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880 года.

Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Лев Толстой в 1890-е годы изменил своё отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму «Власть тьмы» (1886), пьесу «Плоды просвещения» (1886-1890), написал свой третий роман «Воскресенье».

В последнее десятилетие написаны повесть «Хаджи-Мурат», драма «Живой труп» и рассказ «После бала» (был опубликован лишь после смерти писателя в 1911 году).

В самом начале 1900-х появился ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления и другие сочинения: «В чём моя вера?», «Царствие небесное внутри нас»… Отношения первого писателя России и Русской Церкви осложнились. Толчком к окончательному разрыву послужил и его последний роман «Воскресение».

2 февраля 1901 года Святейший Синод вынес определение под № 557, и русская общественность была извещена об отлучении графа Л. Н. Толстого от Русской православной церкви. 4 апреля 1901 года Толстой написал «Ответ Синоду», который сразу же был опубликован за границей, а в России распространялся в списках. Отлучение писателя от церкви вызвало волну возмущения в обществе.

В 1901 году Лев Николаевич жил в Крыму, лечился после тяжёлой болезни, часто встречался с Чеховым и Горьким.

Лев Николаевич старался привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и, тяготясь барским укладом жизни усадьбы, в ноябре 1910 года в сопровождении личного врача Душана Маковицкого, тайно покинул Ясную Поляну без конкретной цели и плана. Здоровье 82-летнего Толстого не выдержало путешествия. Сошёл с поезда на станции Астапово Рязано-Тульской железной дороги из-за болезни, где и скончался 7 ноября.

Похоронили Льва Николаевича Толстого в родовом имении Ясная Поляна.

Творческое наследие его считается одним из лучших достижений литературного искусства. «Войну и мир» часто приводят в качестве величайшего романа из когда-либо написанных.

Лев Толстой и Армавир

Сам Лев Толстой никогда не был в Армавире, а знаменитая Ясная Поляна находится за сотни километров от нас. Но писатель знал о существовании села Армавир, как знал о любви и уважении к нему армавирцев.

Армавирская интеллигенция начала века следила за творчеством и судьбой великого современника. Когда Святейший Синод в 1901 году отлучил писателя от Русской православной церкви, 9 мая 1901 года жители села Армавир направили в Ясную Поляну заказное письмо за № 800 «Его сиятельству графу Льву Николаевичу Толстому» следующего содержания:

«От проживающих в селении Армавир Кубанской области.

Глубокоуважаемый Лев Николаевич!

Позвольте нам, живущим в отдалённом селе, выразить свою великую радость по поводу Вашего полного выздоровления.

Все мы глубоко преклоняемся перед Вашим гением и сердечно желаем вам, великому писателю земли русской, легко перенести все проявления человеческой несправедливости и злобы!.. И жить ещё долго-долго на благо русского народа и всего человечества».

Под машинописным текстом – 41 подпись. Среди подписавших: акушерка З. А. Бакулина, родная сестра матери русского поэта Валерия Яковлевича Брюсова; присяжный поверенный Михаил Рицк и его жена Анна; частные поверенные Виктор Лунин, Григорий Демяник и Тимофей Шапошников; врач Пётр Кудрявцев и другие.

Копия письма хранилась в личной коллекции краеведа Олега Вячеславовича Веровенко и была передана Армавирскому краеведческому музею (ОФ АМК 2963/4). В фонде музея хранится и фотокопия конверта заказного письма за № 800.


Фотокопия конверта заказного письма
(из фонда Армавирского краеведческого музея
ОФ АКМ 2963/4 Ф –II)


На конверте есть пометка о том, что Лев Николаевич ответил на него. На протяжении четырёх десятков лет письмо – ответ писателя армавирцам, как бесценная реликвия, бережно хранилось в избе-читальне, позже ставшей библиотекой, носящей его имя. Но оно, к сожалению, не сохранилось. В августе 1942 года письмо, как и многие культурные и исторические ценности нашего города, было уничтожено фашистами во время оккупации.

«К Л. Н. Толстому обращались крестьяне, чиновники, студенты, рабочие. Пожалуй, не было такого города, такого самого малозаметного села на Руси Великой, откуда бы не получал писем Толстой.

Кубань в этом отношении не являлась исключением. Е. М. Веприцкая из Армавира жаловалась на своё тяжёлое материальное положение и просила сообщить ей адрес миллионера Рокфеллера», – пишет Виталий Бардадым в очерке «Кубанские корреспонденции Льва Толстого» в книге «Литературный мир Кубани» (стр. 42).

Царские власти были обеспокоены ростом популярности русского писателя среди широких слоёв населения. 7 ноября и 4 декабря 1901 года в «Кубанских областных ведомостях» появились две небольшие заметки о пребывании Л. Толстого на южном берегу Крыма.

Казалось бы, безобидные заметки. Но и они вызвали гнев царских властей. Редактор неофициальной части газеты Л. М. Мельников, опубликовавший их, поплатился за это. В 1902 г. в канцелярии начальника жандармского управления было заведено дело «О графе Льве Толстом».

Осенью 1905 года в Армавире черносотенцы при попустительстве властей устроили кровавый погром прогрессивной интеллигенции. Толпа громила квартиру известного врача П. Г. Кудрявцева, одного из авторов письма Л. Н. Толстому, находившуюся по улице Дукмасовской (ныне ул. Комсомольская, 157). Ломали мебель, рвали занавески, выбросили пианино. Особенную ярость вызвал у погромщиков портрет Л. Н. Толстого кисти известного художника Н. Н. Ге. «Лев Толстой!.. Богохульник!.. Безбожник!.. Первый враг царя-батюшки!» – орали в толпе. Портрет изодрали в клочья.

16 ноября 1950 г. газета «Армавирская коммуна» на второй полосе опубликовала воспоминания старейшего печатника А. Федина «Армавир, 1910…».

«Имя Льва Николаевича Толстого среди широких слоёв населения Армавира, где я работал полвека тому назад в типографии, было популярно не только потому, что он дал яркие и содержательные произведения, а и потому, что он был выразителем настроений широких народных масс, своими художественными и публицистическими произведениями прививал народу ненависть к царскому правительству и капитализму, – вспоминал А. Федин. – Всё это вызывало у широкого круга читателей, и особенно у молодёжи, большой интерес к Л. Н. Толстому.

В 1910 году в чайной, которая была на армавирском базаре, систематически читалась статья Льва Толстого «Не могу молчать». Посетителей, желающих слушать чтение этой статьи, было очень много. За август чайную посетило 3 200 человек, а за сентябрь – около 5 000 слушателей.

В конце октября стало известно, что Л. Н. Толстой внезапно исчез из Ясной Поляны. Черносотенцы всячески поносили имя Толстого, говорили:

«Он предан анафеме, отлучён от церкви, будет мучиться в аду».

На очередной читке произведения Л. Н. Толстого один черносотенец истошным голосом орал: «Что вы слушаете, ведь это начало анафемы, оскорбление нашей православной церкви, он враг нашего царя и Отечества. Расходитесь, а то вас вынесем на руках».

Газета «Отклики Кавказа» 2 ноября на второй полосе дала информационное сообщение о том, что Л. Н. Толстой 28 октября вечером уехал вместе с доктором Маковицким. Отъезд мотивировался тем, что его тяготит обстановка жизни, и он чувствует потребность к уединению и просит не делать попыток его отыскать. Тут же были помещены телеграммы, говорившие о том, что Толстой уехал в Оптину Пустынь Калужской губернии, где раньше он был дважды. Дальше шла информация о встрече Толстого в Шамардинском монастыре с сестрой и другие подробности.

3 ноября газета «Отклики Кавказа» в передовой написала: «Ушёл от мирской суеты Л. Н. Толстой, расставшись с роскошью и богатством!.. Решил никогда не возвращаться к своей семье в Ясную Поляну».

Где бы ни появлялся Толстой со своими спутниками – дочерью Александрой Львовной и доктором Маковицким – телеграф тотчас отмечал его шаги.

Некоторые предприимчивые издательства успели выпустить в свет брошюры с подробностями «исчезновения», и продавались эти брошюры нарасхват.

Газета «Отклики Кавказа» день за днём подробно освещала всё то, что приносил телеграф.

Телеграфное агентство сообщало, что Толстой, следовавший по Рязано-Уральской железной дороге, заболел, лежит на станции Астапово.

Редакция газеты 7 ноября послала своего корреспондента А. Макеева в Астапово. Подробно газета информирует о ходе болезни и всём том, что делается вокруг Толстого. Говорится о том, что рязанский епископ и княгиня Куракина обратились к Толстому с увещеванием примириться с церковью. Толстой отказался с ними говорить. «После сердечного припадка, – писала газета, – Л. Н. Толстой сказал: «На свете миллионы людей, многие страдают. Зачем же вы все здесь около меня одного?». А дальше подробно говорилось о последних минутах жизни Л. Н. Толстого. Крупным шрифтом было напечатано: «Толстой скончался в шесть часов пять минут утра».

После того, как в Армавире было получено сообщение о смерти Л. Н. Толстого, на Почтовой улице (ныне улица Ленина) появилось много народу, люди группами собирались, обсуждая происшедшее. Говорили: «Ушёл от нас борец за правду и свободу, задушили жандармы!». Черносотенцы орали во всю мочь «Ни дна, ни покрышки ему, он проклят православной церковью, будет кипеть в аду вместе с сатаной».

Возбуждение толпы на улице возрастало. Появились пешие и конные наряды полиции и жандармерии. Блюстители порядка разгоняли публику, а рабочие нашей и других типографий вышли на улицу и стали разгонять черносотенцев, рассказывать народу правду о Толстом.

11 ноября газета сообщила о том, что состоялись скромные похороны писателя на холмике в тенистой аллее в Ясной Поляне, где Л. Н. Толстой любил играть в детстве. Почитатели Толстого послали коллективные телеграммы о выражении соболезнования по поводу смерти.

А. Федин.
Член КПСС,
персональный пенсионер, г. Москва».

Об этих событиях тех дней писал и краевед О. В. Веровенко.

По случаю смерти Льва Николаевича Толстого 8 ноября в Армавире отменили занятия в ряде воскресных школ. В этот же день были созваны экстренные заседания правления ряда обществ. Вырабатывали тексты телеграмм семье Толстого с выражением скорби. На этих же заседаниях решался вопрос об изыскании средств на увековечение памяти Льва Николаевича Толстого.

Армавирское просветительское общество в начале собрания почтило память Толстого вставанием. Общее собрание постановило: «Ознаменовать печальное событие приобретением Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого», и тут же был устроен сбор денежных средств среди членов общества.

Советом старшин общественного собрания были отменены всякие вечера в собрании впредь до предания земле праха писателя.

Редакция газеты «Отклики Кавказа», все общества и многие учреждения откликнулись на смерть Толстого. Его почитатели послали коллективные телеграммы с выражением соболезнования:

«В Астапово из Армавира. 8 ноября 1910 г.

Толстым.

Редакция «Откликов Кавказа» переживает вместе со всем мыслящим миром безграничную скорбь потери великого писателя земли русской, поборника правды и всеобщей любви Льва Николаевича»

«Отклики Кавказа».

 

«В Астапово из Армавира. 8 ноября 1910 г. ТОЛСТЫМ.

Глубоко потрясены кончиной великого писателя земли русской, философа, светоча правды Льва Николаевича. Разделяем скорбь всего мыслящего мира»

«Армавирское просветительное общество».

 

«В Астапово из Армавира. 8 ноября 1910 г.

ТОЛСТЫМ.

Выражаем глубокую скорбь по случаю кончины великого мирового писателя, философа, мыслителя Льва Николаевича».

«Кружок армянских любителей драматического искусства».

«В Ясную Поляну из Армавира. 8 ноября 1910 г.

Софье Андреевне ТОЛСТОЙ.

Служащие управления по постройке Армавир-Туапсинской железной дороги выражают свои искренние соболезнования в постигшем Вас горе и разделяют глубокую скорбь по утрате великого человека»

 

«Телеграмма. Нарочным. Ясная Поляна. Толстой.

Из Армавира. № 2133

Поражены кончиной великого мыслителя, большого художника и мирового апостола правды, мира и свободы. Комитет армавирского общества попечения о детях от имени его, учреждений пяти народных школ, женской гимназии, публичной библиотеки и музея выражают скорбь о невосполнимой утрате»

«Комитет общества попечения о детях». (ОФ АКМ 2973 Ф.3 Д. 24).

 

«Нарочным в Ясную Поляну. Софье Андреевне Толстой.

Из Армавира. № 2945

Софья Андреевна. Армавирские служащие не в состоянии передать омрачившей печали со смертью великого мыслителя Льва Николаевича. В сердцах трудящегося люда память о великом борце будет выжжена огнём любви к свободе»

«Совет старшин». (ОФ АКМ 2973 Ф.3 Д. 24)

Под этой телеграммой – более 40 подписей. Всего из Армавира было послано в эти дни двенадцать телеграмм.

В Армавирском краеведческом музее сохранились фотокопии десяти телеграмм, посланных армавирцами в адрес Толстых.

           

Телеграмма семье Толстого и телеграмма Толстым в Астапово
(из фонда Армавирского краеведческого музея.
ОФ АКМ 2969 Ф II-5468 и Ф II 2471 Ф 3 Д 24)

 

В № 329 «Откликов Кавказа» от 10 ноября было помещено семь больших материалов, связанных со смертью Льва Толстого.

Его кончина была отмечена в Армавире собранием местной интеллигенции, на котором присутствовало и много рабочих. Собрание проходило в самом большом зале села, в доме на углу нынешних улиц Кирова и Комсомольской (напротив детского магазина «Малыш»), сгоревшего во время бомбёжки в 1942 году. С докладом о жизни и творчестве Льва Николаевича выступил молодой преподаватель литературы мужской гимназии Сергей Васильевич Киранов.

По поручению собрания учителя Л. Иванов, С. Киранов и врач Л. Карташов направили в адрес редакции газеты «Русские ведомости» телеграмму, полную скорби, вызванной смертью великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Как сообщала газета «Отклики Кавказа» от 10 ноября 1910 г.:

«Этой же группой лиц решено учредить Фонд имени Л. Н. Толстого. Средства Фонда пойдут на дело широкого просвещения тёмных масс. Фонд составляется от устройства платных лекций-рефератов о Л. Н. Толстом, от сбора пожертвований и т.д.»

Газета «Русское слово» в № 261 от 12 ноября 1910 г. писала:

«Отголоски кончины Льва Николаевича Толстого. В России. (по телеграфу) Армавир.

Все общественные организации по поводу смерти Л. Н. Толстого устроили собрание, где почтили память великого старца вставанием. Посланы телеграммы с выражением скорби. Группой лиц образовывается просветительный фонд имени Л. Н. Толстого».

В эти же дни общественной библиотеке-читальне города, открытой в 1903 году по инициативе группы прогрессивных деятелей, возглавляемых революционным демократом 60-х годов Виктором Игнатьевичем Луниным, было присвоено имя великого писателя.

Газета «Трудовой путь» в номере 55-м за 1922 год сообщала:

«В 12-ю годовщину со дня смерти Льва Николаевича Толстого в библиотеке его имени была устроена выставка его сочинений, портретов, поставлен бюст. В числе экспонатов было письмо Л. Н. Толстого к гражданам Армавира, хранящееся в библиотеке. Была прочитана лекция «Толстой и текущий момент».


Портрет Льва Толстого 1909 г. неизвестного художника, картон, масло.
(из фонда Армавирского краеведческого музея – Ф4. Оп. 4. Д. 39)

 

Идут годы. Сменяются поколения горожан. Но интерес к творчеству Льва Толстого не угасает. Писателя чтут и любят армавирцы. В библиотеках города его произведения пользуются неизменным спросом. Особенно широко отмечаются в городе юбилейные даты великого писателя. В 40 – 50-е годы прошлого теперь уже столетия на фабриках, в цехах заводов Армавира проходили «Толстовские дни» с докладами о жизни и литературной деятельности великого русского писателя. В красных уголках предприятий устраивались громкие чтения отрывков из его произведений. Имя Льва Толстого звучало в школах и техникумах. Читаются лекции, проводятся беседы, проходят литературные вечера с чтением отрывков из наиболее известных его повестей и романов.

В 1953 году общественность отмечала 125-летие со дня рождения Льва Николаевича. Главная городская газета в день рождения писателя – 9 сентября опубликовала ряд материалов на 3-й странице в рубрике «Читатели о писателе»:

«Имя Л. Н. Толстого бесконечно дорого советскому народу. Толстой своими произведениями внёс ценнейший вклад в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы. Его произведения близки и понятны рабочему и колхознику, инженеру и учителю. Каждое новое поколение советских людей с величайшим наслаждением читает и перечитывает книги Толстого, отдавая дань восхищения и благодарности великому мастеру слова и реалисту, так глубоко проникшему в самую суть явлений жизни русского общества предреволюционного периода.

– Наш Толстой, – с гордостью говорим мы и гордимся, что произведения Толстого читает всё прогрессивное человечество.

Егоров, Н., учитель вечерней школы».

 

«Великие произведения Льва Николаевича Толстого читаю со школьной скамьи по сей день. Это мой любимый писатель. Первое, что я прочитал из его сочинений, был рассказ «Кавказский пленник». Этот рассказ запомнился на всю жизнь. Мною прочитаны почти все произведения Льва Николаевича.

Трудно найти такого другого писателя, который бы с такой силой и правдивостью изобразил человеческую жизнь. Его гениальные творения «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» рассказывают о русском народе. Читая и перечитывая произведения Л. Н. Толстого, мы всё ярче и полнее представляем жизнь трудовых людей в условиях царизма. В них отразилось великое народное горе, взволновавшее до самых глубин.

Для меня нет лучшего наслаждения, как чтение произведений Л. Н. Толстого. Мне думается, что это испытывает всякий, кто читает его великие творения, прославляющие героику простых русских людей.

Комлев, Т., читатель библиотеки имени. Имени Л. Н. Толстого».

 

«В своём великом эпическом произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой во всём многообразии и величии показал несокрушимую силу народных масс, в одном патриотическом порыве грудью вставших на защиту Родины от наполеоновских орд. Каждый раз, читая это произведение, я нахожу в нём всё новое и новое для себя. Такие произведения не могут не вдохновлять.

Никто другой до Толстого не сумел, как он, нарисовать так правдиво и реалистически образы людей из простого народа. Как живые встают они с нетлеющих толстовских страниц. Глубоко и проникновенно показал гениальный писатель духовную красоту, силу и благородство русского характера.

Толстой горячо любил свой народ и служил ему. Этой любви к народу мы учимся у великого писателя.

Он так нежно любил, ярко и красочно описывал красоту родной русской природы.

Имя Толстого будет вечно дорого всем трудящимся.

Фёдоров, К., инженер треста «Севкавмашприборстрой».

 

«Л. Н. Толстой – мой любимый писатель. Я неоднократно читала и перечитываю его произведения «Война и мир», «Анна Каренина» – эти шедевры мировой литературы.

Толстой дорог нам потому, что он верил в творческие силы простого народа. Он был страстный ненавистник деспотизма и угнетения. Духом любви к людям, верой в людей проникнуты все его произведения. Каждый советский человек по праву гордится Толстым, как одним из величайших художников слова, чьи произведения облагораживают и вдохновляют на большие дела во имя нашей любимой Родины.

Фурманова, Л., работница швейной фабрики».

А вот несколько читательских отзывов армавирцев в год 50-летия со дня смерти Льва Николаевича Толстого:

              
«Армавирская коммуна». – 1960. – 20 нояб. – С. 3.

В «Хронике культурной жизни» 19 октября 1960 года газета «Армавирская коммуна» сообщала:

«Библиотека имени Крупской готовится к проведению толстовских дней в связи с 50-летием со дня смерти великого русского писателя Л. Н. Толстого. Доклад для читателей готовит преподаватель литературы Антонина Сафроновна Голошубова. С чтением декламаций отрывков из произведений писателя выступят читатели – учащиеся старших классов. Организуется выставка произведений Толстого, иллюстраций к ним, фотомонтаж о жизни и деятельности Л. Толстого. Вечера такой же программы будут проведены на фабрике музыкальных инструментов и в артели «Разнопром»».


Портрет писателя
«Армавирская коммуна». – 1960. – 20 нояб. – С. 3.

Особенно значимый вклад в распространении творческого наследия Толстого принадлежит городской библиотеке, носящей имя писателя. В библиотеке им. Л. Н. Толстого в читальном зале и на абонементе открыты постоянные книжные экспозиции: «Великий писатель земли русской» и «Л. Толстой – гордость наша». К примеру, в год 150-летия со дня рождения писателя (1978) библиотека проводила очередные «Толстовские чтения» на темы: «В. И, Ленин о Л. Н. Толстом», «Именем писателя», «Толстой и село Армавир». С учащимися 10-х классов школы № 8 встретился краевед О. В. Веровенко. Он собрал материал, раскрывающий связи прогрессивной интеллигенции села Армавир с Толстым, о влиянии его идей на культурно-просветительную жизнь города.

Читать далее