Аверченко Аркадий Тимофеевич

15 (27 по новому стилю) марта 1880 – 12 марта 1925

Русский писатель, сатирик, драматург и театральный критик

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Во многих энциклопедиях годом рождения писателя указан 1881 г. Но, как следует из книги записей актов гражданского состояния Петро-Павловской церкви г. Севастополя, Аркадий Аверченко родился 15 марта 1880 года.1 Его отец, Тимофей Петрович, был купцом 2-й гильдии, мать, Сусанна Павловна, происходила из мещан. В автобиографии, написанной для историка литературы С. А. Венгерова, Аверченко сообщал: «Историю моего рода за недостаточностью данных проследить трудно. Известно только, что дед мой (по матери) был атаманом шайки разбойников, держал под Полтавой постоялый двор и безо всякого зазрения совести грабил проезжих по большой дороге. Мать моя – добрая, кроткая женщина – вспоминает об этом с ужасом… Мой отец был очень хорошим человеком, но крайне плохим купцом. Сочетание этих двух свойств привело к тому, что он совершенно разорился к тому времени, когда мне исполнилось 10 лет… Поэтому учиться пришлось дома, с помощью старших сестер – довольно скудно…».2

Первые годы жизни, отрочество и юность Аверченко, казалось, не оставляли никаких надежд на будущее: он не получил даже полного начального образования – главным образом, по здоровью, ввиду плохого зрения, а также из-за ограниченности в средствах родителей: у Аркадия было еще 6 сестер. В 15 лет он поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. В 1896 г. его старшая сестра Мария вышла замуж за инженера, который отправлялся работать на Брянский рудник (ныне Брянка Луганской области). Аркадий уехал вместе с молодыми, устроился в контору предприятия. В 1900 году правление рудника перевели в Харьков, туда же переехал и помощник конторщика Аркадий Аверченко.

В Харькове состоялся литературный дебют писателя. 31 октября 1903 года местная газета «Южный край» поместила его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Первая русская революция вызвала большой спрос на обличительную и сатирическую литературу. Именно в 1905-1907 гг. появляются десятки журналов и еженедельных листков и в их числе харьковские «Молот» и «Меч», где ведущим (а подчас и единственным) автором является Аверченко. Оба недолговечных журнальчика и были для него единственной практической школой «писательства».

В декабре 1907 г. Аверченко уехал в Петербург – с одиннадцатью рублями в кармане и надеждой на удачу. Его принимают на работу в редакцию сатирического журнала «Стрекоза», в скором времени преобразованного в «Сатирикон». За несколько месяцев молодой провинциал проходит путь от конторщика до редактора этого популярного издания. На страницах журнала выступали мастера юмористического рассказа – Тэффи и О. Дымов; поэты – Саша Черный, С. Городецкий, позднее – О. Мандельштам и молодой В. Маяковский. Из ведущих писателей той поры в «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев и приобретавшие известность А. Толстой, А. Грин. Но «гвоздем» каждого номера были произведения Аверченко, который устраивал на страницах «Сатирикона» веселый карнавал масок. Под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин он выступал с передовицами и злободневными фельетонами. Волк (тот же Аверченко) давал юмористическую «мелочь». Ave (он же) писал о театрах, вернисажах, музыкальных вечерах и остроумно вел «Почтовый ящик». И лишь рассказы он подписывал своей фамилией. (Подробный перечень псевдонимов сатирика, приводимый в словаре И. Ф. Масанова, насчитывает в обшей сложности 48 разных вариаций.3 Многим читателям особенно запомнилось «скромное» Ave (по первым буквам фамилии), что в переводе с латыни означает «славься, да здравствует»).

Сатирикон Аверченко

обложка «Сатирикона»

В 1910 году вышли три первых сборника Аркадия Аверченко – «Юмористические рассказы», «Веселые устрицы» и «Зайчики на стене», которые полюбились читателям за их неподдельную веселость и яркую фантазию. А затем каждый год появлялись две-три новые книги и переиздавались вышедшие ранее: «Круги по воде», «О хороших, в сущности, людях», «Черным по белому», «Рассказы для выздоравливающих», «Сорные травы», «Записки театральной крысы», «Шалуны и ротозеи», «О маленьких – для больших», «Позолоченные пилюли», «Синее с золотом», «Чудеса в решете»…

Литературовед В. Миленко отмечает: «”Король смеха” Аркадий Аверченко был одним из самых популярных и влиятельных людей литературного мира дореволюционной России. Редактор журналов «Сатирикон» (1908-1913) и «Новый Сатирикон» (1913-1918), создатель собственной комической манеры повествования, он на долгие десятилетия задал вектор развития отечественной сатирико-юмористической прозы и журналистики. […] Аверченко стоял у истоков российской кинокомедии и эстрадного театра […] Его поклонниками были […] и Николай II, и Ленин. […] Он был богат и знаменит, талантлив и бесшабашен, и его судьба, безусловно, была бы блестяща, если бы не 1917 год, навсегда оставивший в душе писателя трагический излом и заставивший покинуть родину…»4

И в эмиграции Аверченко, в отличие от многих других писателей, не потерял себя, много работал, выступал с концертами, был успешен. «Кипящий котел», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Дюжина ножей в спину революции», «Дети», «Смешное в страшном», «Отдых на крапиве», «Записки циника» – эти и другие новые книги писателя выходят в Берлине, Константинополе, Праге, Париже, Варшаве, Загребе. С эстрадным театром «Гнездо перелетных птиц» Аверченко побывал на гастролях во многих странах Европы. Наконец писатель поселяется в Праге, где после революции собралась большая русская колония. В 1925 году, после операции по удалению левого глаза Аркадий Аверченко серьезно заболел. Он лечился в санатории, и казалось, дело пошло на поправку. Вскоре резко прогрессирует болезнь сердца. 28 января его положили в клинику с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». 12 марта, не дожив двух недель до своего сорокапятилетия, он умер.

А. Т. Аверченко похоронили в русской части Ольшанского кладбища г. Праги. Тело было заключено в металлический футляр, чтобы, согласно завещанию, со временем его можно было перевезти на родину. На могиле был поставлен скромный памятник с высеченной на мраморе неверной датой рождения – «1884».

могила Аверченко

могила Аверченко

Российские маршруты Аркадия Аверченко

А. Т. Аверченко родился в Севастополе, там провел детство и раннюю юность. Несколько лет жил в Харькове. Проживая в Петербурге, ездил на гастроли по европейской части России.

Весной 1912 г. состоялось совместное гастрольное путешествие с сатириконцами В. Азовым и О. Дымовым, актерами А. Я. Садовской и Ф. П. Федоровым в Одессу, Кишинев, Киев, Ростов-на-Дону, Харьков. В мае 1914 года он едет в гастрольную поездку по Волге в сопровождении актеров А. Я. Садовской и Д. А. Добрина, посещает Рыбинск, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самару, Сызрань, Саратов, Царицын, Астрахань. В июне-июле 1915 г. Аверченко предпринимает гастрольную поездку по Кавказу, выступает перед ранеными. (О маршруте этого путешествия известно только то, что он выступал в Пятигорске. Останавливался ли в Армавире, мы не знаем. В то же время вполне логично предположить, что, добираясь до Кавказских Минеральных Вод, писатель проезжал наш город).

Когда в августе 1918 г. большевики закрыли журнал «Новый Сатирикон», а спустя короткое время Аверченко узнал о том, что его собираются арестовать, писатель бежит в Москву с последующим отъездом в Киев. С октября 1918 по февраль 1919 года Аркадий Тимофеевич попеременно живет в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Новороссийске, Мелитополе, затем в течение 20 месяцев – в Севастополе.5 В ноябре 1920 г. он навсегда покидает Россию.

 

Армавир и армавирцы в рассказах Аверченко

В своем творчестве писатель затрагивает разные темы, но главный его «герой» – это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, очаровательных, но не блещущих умом дам. Автор высмеивает реалии социального быта, буржуазную культуру, частные человеческие пороки, ничтожность проблем городского обывателя. Среди персонажей его произведений есть и провинциалы: одесситы, москвичи, жители безымянных городков.

Героем рассказа «Приезжий Сельдяев» является армавирец. Сюжет таков. На квартиру к рассказчику, видимо, писателю приходит человек и, несмотря на слова горничной о том, что барин занят и не принимает, настаивает на аудиенции. Приезжий удивлен, что рассказчик его не узнает: «Вот смехи-то… Сельдяева не узнал. […] Помните, вы в Армавире у нас читали лекцию, a я зашел приветствовать вас от имени армавирского общества любителей таксомоторной езды. Еще после мы с Гугенбергом и Чихалиным вас на таксомоторе возили, город показывали». По мнению наивно-нахального провинциала этого достаточно, чтобы прийти к незнакомому человеку домой, попросить его отложить срочное дело – неоконченную рукопись и показать столицу, потому что «Сельдяевы не каждый день в Петроград приезжают». Когда же ему показывают город, принимает за чистую монету самые неправдоподобные истории, но остается к ним равнодушен. «Были впереди еще – музеи, памятники, вся красота и мощь Петрограда. Но – что это все Сельдяеву? […] Печать холодного равнодушия лежала на каменном лице…» Не интересуют провинциала красоты и достопримечательности Петербурга, однако он оживляется, лишь только заходит речь о родном Армавире.

«[…] Сельдяев снова погас. Взял меня под руку и спросил:
– Ну, a что тут у вас, вообще, в Петрограде интересного?
– Вы лучше расскажите, что у вас слышно в Армавире?
Он остановился, обернулся ко мне, и лицо его сразу оживилось.
– Да ведь я вам и забыл сказать: вот будете поражены… Ерыгина помните?
– Не помню.
– Ну, как же. Так можете представить, этот Ерыгин решил ехать в Сибирь! Нашел в Иркутске магазин, который ему передали на выгодных условиях – и переезжать туда… Не чудак ли?.. Что вы на это скажете?!
И он залился закатистым смехом».

Конечно, рассказ «Приезжий Сельдяев» – художественное произведение, его герой вымышлен. И Армавир в данном случае – не конкретный город, а символ провинциальности. Однако некоторые черты провинциалов определенного типа (в том числе жителей Армавира) Аверченко описал точно: невежество и простодушную доверчивость, равнодушие и пренебрежение к величию и достижениям «чужих» и в то же время превознесение даже сомнительных достоинств «своего».

Рассказ «Приезжий Сельдяев» вошел в сборник А. Аверченко «Чудеса в решете» (1915), в раздел под названием «Те, которые действуют на нервы».

Действие рассказа «Праздник любви» происходит в пасхальный день. Пьяненькие подрядчики – Никифор Блазнов и Иван Потапыч Стечкин покупают билеты в крошечный цирк, где работают два брата, «да великан, да лошадь». «Но великан с утра лежит пьян – разговелся сильно», артисты бездарны и тоже в подпитии, публики нет. Подрядчики зазывают в цирк еще несколько человек, смотрят незамысловатое представление, потом «хозяева и публика уселись на барьер, на первые места и погрузились в разные интересные воспоминания», потом – снова выпивали. В конце концов, подрядчики и артисты уснули в уборной цирка.

Армавир упоминается этом рассказе в следующем контексте. Во время представления Никифор спросил хозяина:
«– Еще что будет? […]
– Лошадь еще могу вывести, если хотите.
– Не стоит. Чего там животное мучить. Повеселились и баста.
– Может, шпагу проглотить? – несмело предложил хозяин.
– Еще что выдумай, я в позапрошлом году был на Святую в балагане – так один тоже шпагу глотал. Только (покушал он плотно, что ли) возьми и затошни его, извините. Что же вы думаете? Шпагу эту аршина на три вперед выбросило. Не пасхальное это дело – шпага…
– А я тоже в Армавире видел… – сказал мастеровой».

Рассказ заканчивается на щемящей ноте: ночью голодная цирковая лошадь отвязалась и бродила всюду, молчаливо отыскивая какой-нибудь пищи. Зашла в уборную, стянула со стола соленый огурец, разжевывая его, посмотрела на спящих и подумала про хозяев: «Хороши голубчики. Сегодня напились, а завтра опять есть нечего».

В сборнике «Рассказы для выздоравливающих» (1912) имеется рассказ «Сердце под скальпелем». Рассказчик в поезде знакомится с соседом. Этот человек придумал и занумеровал несколько примитивных и пошлых способов соблазнения женщин, но при этом сравнивает себя с ученым, отыскивающим «чудодейственное средство для пользы человечества. Он делает сотни лабораторных и практических опытов, натыкается на неудачи, разочарования, и опять ищет и ищет. […] в конце концов, этот фанатик, этот апостол науки добивается света во тьме своих изысканий и выносит ослепленной восторгом толпе чудодейственное перо Жар-Птицы!»

Рассказчик спрашивает, были ли у героя неудачи.

«Под гнетом воспоминаний он опустил голову.

– Бывало! Ой, бывало. […] в Ростове муж нанес мне ножом две раны в шею, облил кипятком и сбросил в пролет лестницы. Сколько ошибок, сколько разочарований! В Москве какой-то дрянью обливали, к счастью, неудачно, в Армавире полтора часа под балконом на зацепившемся пиджаке провисел, пока проходивший водонос не снял… Моя жизнь, это сплошной дневник происшествий: чем-то обливали, чем-то колотили, откуда-то сбрасывали и из чего-то стреляли. Впрочем – я не ожесточился. Дубленая кожа всегда мягче. И, кроме того, я всегда вхожу в положение обманутого мужа, конечно, ему обидно. Ведь он, чудак, не знает, что за женой все равно не усмотреть…»

Автор издевается над глупостью и пошлостью героя, а пафосные слова об апостоле науки в соединении с жалким «висением» под балконом создают дополнительный комический эффект.

Почему Аверченко в трех произведениях упоминает название «Армавир»? Потому что необычное и запоминающееся? А может быть, писатель был знаком с кем-нибудь из армавирцев, слышал его рассказы о городе, и какой-то вполне конкретный факт местной жизни отразился на страницах книг «короля смеха»? Надеемся, что любознательные армавирцы заинтересуются этими вопросами и смогут найти на них ответы.

 

Аверченко на сцене Армавирского театра драмы и комедии

В 2015 г. армавирский муниципальный театр осуществил проект «Улыбка Серебряного века», в рамках которого были поставлены два спектакля: по рассказам Тэффи и Аверченко.

Спектаклем по произведениям Аркадия Аверченко «Бенгальские огни» открылся 107-й сезон старейшего на Кубани театра, премьера состоялась 3 октября 2015 года. Для постановки выбраны рассказы на тему, о которой «король смеха» писал очень часто – об отношениях между мужчиной и женщиной. Были представлены миниатюры: «Галочка», «Женская доля», «Конец любви», «Роковая гребенка», «Муж, каких много», «Самоубийца», «Драма в доме Букиных», «Красивая женщина».

В спектакле заняты ведущие артисты театра: Н. Белозерова, Ж. Чекурова, Н. Яровенко, И. Басалаев, П. Бойко, Э. Колбанов, Р. Серебренников и др.

Постановку осуществил главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Кубани Ю. А. Ковалев, художник-постановщик Е. С. Куприченко.

В аннотации к спектаклю говорится: «Незадачливый супруг не вовремя вернулся домой и обнаружил там сначала окурок, потом забытую трость, а затем и «целого молодого человека»; молодые люди, расставаясь, забирают друг у друга все подаренные ранее вещи. Кровавая драма… Эротический сеанс… Любовная драма в суде… Все эти будоражащие сознание жанры в очередном… комедийном спектакле. Герои миниатюр (горничная, машинистка, гимназист, студент) – люди из прошлого, но мы легко узнаем в них самих себя».

 
 
 


Фото А. Ковязина

 

       

Литература

Аверченко, А. Т. Собрание сочинений : в 6 т. – М. : Терра, Республика, 1999-2000.

Левицкий, Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999. – 552 с. : ил. – ISBN 5-85887-047-3

Миленко, В. Д. Аркадий Аверченко. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 327[9] с. : ил. – (Жизнь замечательных людей : сер. биогр. ; вып. 1226). – ISBN 978-5-235-03316-0

Lib.Ru/Классика: Аверченко Аркадий Тимофеевич : Собрание сочинений [Электронный ресурс] // Lib.ru : Библиотека Мошкова (свидетельство о регистрации СМИ Эл No ФС 77-20625). – URL : http://az.lib.ru/a/awerchenko_a_t/ (дата обращения: 18.02.2016).


1 Шевченко С.   К родословной А. Т. Аверченко // Отечественные архивы. 2001. № 5.

2 Цит. по: Никоненко Ст. Время и личность Аркадия Аверченко // Аверченко А. Т. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. Веселые устрицы. М. : Республика, Терра, 1999.

3 Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей : в 4 т. Т. 4. М., 1960. С. 26-27.

4 Миленко В. Аркадий Аверченко. М. : Молодая гвардия, 2010. [С. 5].

5 В фельетоне «Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко» (1921) писатель описывал маршрут своего «бега» так: «…из Киева в Харьков, из Харькова – в Ростов, потом Екатеринодар, Новороссийск, Севастополь, Мелитополь, опять… Севастополь».