Каменский
Василий Васильевич
7 [29 по новому стилю] апреля 1884 – 11 ноября 1961
Русский поэт-футурист,
один из первых русских авиаторов.
Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 г. Василий оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки, в газете познакомился с местными марксистами, определившими его левые убеждения. В то же время Каменский увлекся театром, стал актером и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вел агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран.
В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными литераторами, в том числе и с футуристами: Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими.
В 1911 г. Каменский решил, что должен стать летчиком. Для обучения летному делу ездил за границу, в Берлин и Париж, на обратном пути посетил Лондон, Рим и Вену. С помощью известного авиатора В. Лебедева приобрел моноплан «Блерио» и вместе с аппаратом уехал в Варшаву. Там при авиационном заводе «Авиата» учился у пилота Х. Н. Славоросова. Сдав экзамен на звание пилота-авиатора, совершал в различных городах показательные полеты. 29 мая 1912 г. в польском городе Ченстохове на глазах у многочисленных зрителей аэроплан упал в болото. Газеты сообщили о гибели бесстрашного летчика. Но Каменский выжил, хотя и получил тяжелые травмы. Карьера пилота закончилась. Однако увлечение поэта авиацией имело долговременные лексические последствия: именно Каменский ввел в обиход слово «самолет» (до этого летательные аппараты называли аэропланами).
В 1913 году Каменский переехал в Москву, примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в ее деятельности. Вместе с Бурлюком и Маяковским много путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений.
Василия Каменского (1917), Русский музей
Весьма насыщенным для литератора оказался 1914 год: увидел свет его первый сборник – «Нагой среди одетых» (в соавторстве с поэтом-любителем Кравцовым, на средства которого он и был издан); Каменский стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; тогда же вышел поэтический сборник Каменского «Танго с коровами», в следующем году — поэма «Стенька Разин» (которую в 1919 г. поэт переработал в пьесу, а в 1928-м — в роман «Степан Разин»).
Октябрьскую революцию Василий Каменский воспринял с восторгом, вел культработу в Красной армии. Участвовал в группе «ЛЕФ». В революционные годы пользовалась популярностью его пьеса «Степан Разин», поставленная в 1918 в театре им. Комиссаржевской, в 1919 году в Киеве режиссером Марджановым, в 1924 году в московском театре Революции. Работал с В. Э. Мейерхольдом и М. В. Ковалем.
В 1930-е годы писал мемуары. Однако, начиная со второй половины 30-х годов, В. В. Каменский уже не создал ни одного нового значительного произведения.
В 1944-45 годах вследствие тромбофлебита перенес ампутацию обеих ног, в апреле 1948 года поэта сразил инсульт, лишивший его речи и способности двигаться. Жена Каменского, Валентина Николаевна, и трое его сыновей, Василий, Алексей и Глеб, делали все, чтобы он не чувствовал себя оторванным от жизни.
11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится в колумбарии Новодевичьего кладбища.
«Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прославляет природу, мир первоначального, стихийного, богата неологизмами, игрой слов и звуковыми параллелями…»2
Василий Каменский и Армавир
Василий Каменский часто гастролировал по России с чтением своих стихов. В 1917 году известный антрепренер Федор Долидзе подписал с поэтом «контракт на 15 гастролей по Кавказу и России с 1 февраля. […]
Замелькали Батум, Кутаис, Баку, Армавир, Екатеринодар...»3
Выступления Каменского в Армавире состоялись 23-24 февраля 1917 года в кинотеатре «Марс».
Газета «Отклики Кавказа» 23 февраля на первой странице разместила афишу:
«Отклики Кавказа». – 1917. – 23 февр. (№ 42). – С. 1.
В этом же номере газеты, на третьей странице, была опубликована заметка Я. В. Перовича «Лекции В. А. Каменского» (в заголовке ошибка, неправильно указан инициал отчества). Автор пишет:
«23 и 24 февраля состоятся две лекции известного в последние годы футуриста В. Каменского (Театр «Марс»). По программе видно, что лектор собирается познакомить нас с практической философией жизни с точки зрения футуризма. Так и озаглавлена первая лекция «Счастье и смысл жизни». Вторая лекция более узкого характера и трактует самый футуризм, как теорию и вопросы футуристской эстетики.
Надо выслушать г. Василия Каменского, надо подойти к нему поближе и я горячо рекомендую публике пойти к нему, как к гостю, который хочет во что бы то ни стало с нами поговорить. […]
Василий Каменский приехал познакомить нас с футуризмом. Будем вежливы и культурны, выслушаем его, постараемся понять».4
24 февраля в «Откликах Кавказа» была напечатана афиша следующего содержания:
«Отклики Кавказа». – 1917. – 24 февр. (№ 43). – С. 1.
В армавирской электрической типографии Д. А. Нестерова была отпечатана афиша:5
25 февраля в «Откликах Кавказа» появилась статья Я. В. Перовича «Лекция В. Б. Каменского» (и вновь ошибка в инициалах, хотя в самой статье они указаны верно). Приведенные ниже фрагменты статьи дают достаточно полное представление о содержании выступления «главаря футуристов» и его мастерстве как лектора и декламатора.
«[…] Мы знали наш отечественный футуризм по книгам, мы знали В. В. Каменского как поэта-стихотворца. Теперь он выступил как истолкователь целей футуризма, как философ его.
Как лектор В. В. Каменский – очень хорош: у него свободная, выразительная речь и энтузиазм.
К последнему мы у наших лекторов мало привыкли, а им была пронизана вся первая часть лекции о счастье. […] Это дифирамб радости жизни, это торжественная ода жизни непосредственной, бодрой и светлой. Отдельные взгляды лектора в этой части лекции были бы спорны, если бы они не стояли под знаком энтузиазма. С последним же спорить не приходится. Не можешь душой своей ответить на призыв к радости, к бодрому, светлому бытию – проходи мимо; можешь – отдайся ему и переживи подъем.
Вторая часть лекции – самостоятельный доклад о русском футуризме, полный воспоминаний участника и творца его. […]
Перед нами прошла яркая картина зарождения и первоначального развития футуризма. Лектор отметил отличительную черту русского футуризма – самодовлеющую ценность слова. Для предыдущих поэтов, говорит лектор, слово является лишь средством передачи мысли, для футуристов оно является самоцельно; они относятся к нему, как к самостоятельной ценности […].
Этим объясняется словотворчество, поиски новых слов, так шокирующих широкую публику. Лектор продемонстрировал на одном из своих стихотворений новое словотворчество и сделал это убедительно и интересно. […]
Очень бодро звучали слова В. Каменского о возрождении бодрости тела, о необходимости правильной, свободной и сильной жизни тела, чтобы оно могло вынести безумно быстрый, лихорадочно нервный темп жизни. […]
В. Каменский дал […] крайне интересную справку о тех из футуристов, которые в очень короткий срок завоевали себе право гражданства в благонамеренных императорских театрах (Гончарова и Ларионов), в частной опере (Прокофьева) и т. д.
Вообще, историко-литературная часть лекции была очень богата фактами и вдобавок исходящими из первоисточника – одного из очень видных деятелей нового течения.
После лекции В. Каменский декламировал свои стихотворения и проявил незаурядные декламаторские способности. Есть в его декламации смелость, задор, размах и сила.
Демонстрация чтения стихов с рожком и подражанием соловью показались нам малоубедительными, зато очень хорошо были прочитаны стихи совместно со скрипкой (партию скрипки вдумчиво, скромно и изящно выполнил г. Василиу).
Лекция В. В. Каменского, таким образом, произвела самое хорошее впечатление.
Многое в ней спорно, но эта спорность и интересна.
Публика принимала лектора очень тепло».6
Через год в книге «Его-моя биография великого футуриста» Каменский так описал эти гастроли:
«В Армавире редактор — Отклики Кавказа — писатель М. Ф. Михайлов и известный критик-эмигрант В. Я. Перович встретили Поэта великодружёски — запоили, закормили, накурили.
И в Армавире Поэту на лекцию неожиданно пришел Н. Евреинов: он проезжал в Сухум — отдыхать.
Встреча была трогательной, нежной.
Две родные птицы встретились на острове неожиданности в общем шумовом перелете.
В Екатеринодаре Кубанский Курьер и Кубанский Край светло по-молодому поздоровались с Гостем от Грядущего.
Дальнейший маршрут: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Харьков, Москва».7
Через полтора десятка лет, в автобиографической книге «Путь энтузиаста» из подробностей остался только Евреинов:
«Отчитался в Екатеринодаре, Армавире.
На армавирское выступление неожиданно явился Евреинов; он приезжал в Сухум из Петрограда.
От Евреинова я услышал, что вот-вот в Петрограде разразится революция».8
Не всем армавирцам понравился Каменский и его творчество. Весьма показательным в этом плане является стихотворение за подписью «Н. И. Р-ОВ», напечатанное в городской газете 26 февраля. Видно, что писал его образованный человек, знакомый с основами стихосложения и особенностями литературного пародирования. Автор использовал сложный ритм и постарался передать поэтическую манеру Каменского:
«Отклики Кавказа». – 1917. – 26 февр (№ 45). – С. 2.
Василий Каменский и Александр Кусиков
В. Каменский был знаком с уроженцем Армавира, поэтом-имажинистом А. Б. Кусиковым (1896-1977). Познакомились они, видимо, в Москве в 1917-18 гг.
В автобиографической книге «Путь энтузиаста» Каменский упоминает Кусикова в главе, посвященной «Кафе поэтов»:
«Публика вызывала:
– Бурлюка! Каменского!
Я выходил под руку с «папашей», и мы читали «по заказу».
Вызывали и других из присутствующих: Есенина, Шершеневича, Большакова, Крученых, Кусикова, Эренбурга».9
Известно, что «Кафе поэтов» основал Каменский с финансовой помощью московского богача Филиппова, симпатизирующего футуристам. И существовало оно очень короткое время – с осени (до октября) 1917 года до 14 апреля 1918 года.10
В 1918 году в своей первой поэтической книжке «Зеркало Аллаха» Александр Кусиков поместил стихотворение:
Василью Каменскому
Александру Кусикову:
«От сердца искреннего во славу молодецкую,
Расцветную, творческую – на счастье:
Я верю Вам, как весенне-рожденному Поэту
И жду от Вас чудесных песен».
В. Каменский
Будто бубна бубенчики буйно-игривые
Разбросали червонцы фонтаном,
Будто ветер лохматый с распущенной гривою
Пролетел надо мной ураганом.
Это в небе вуальном
На «крыльях рубиновых»
Я повстречался с уральским орлом:
В песнях чарующих,
«Песнях долиновых»
Он летел на «великий пролом».
Меня встретил он гордо – орленка кавказского
С песней юной уютного юга.
А прослушав, мне крикнул сердечно и ласково:
«Слушай горно-уральского друга –
Верю будущим песням напевным, чудесным,
Песням твоим».
– Пролетел –
И янтарно расплавилось солнце.
Будто бубна бубенчики буйно-игривые
Звонко бросили в небо червонцы.
В этом стихотворении Кусиков также пытается передать поэтический стиль Каменского, использует его образы и лексику, в частности, из стихотворения «На Великий Пролом».
В том же 1918 году Каменский выпустил большой сборник «Звучаль веснеянки», в который вошло 107 произведений. В названиях пяти стихотворений указываются конкретные люди, к которым поэт обращается: «Во имя океанское Н. Н. Евреинова», «На корабле к Давиду Бурлюку», «Маяковский» и др. Еще 53 стихотворения имеют посвящения – поэтам, артистам, друзьям… Но содержание этих стихов никак не связано с людьми, которым они посвящены. Это относится и к стихотворению «Приехал в Ялту», имеющему посвящение «А. Кусикову – с полетностью».
В. В. Каменский в периодической печати города Армавира
Пучев, В. «Октябрь» всегда был на острие событий : в 1917 году в кинотеатре (тогда «Марс») выступали с лекциями известные писатели, в т. ч. В. В. Каменский / В. Пучев // Армавирский собеседник. – 1996. – 20 нояб. – С. 2.
Поэту Отчаянному : по поводу лекций Вас. Каменского / Н. И. Р-ов // Отклики Кавказа. – 1917. – 26 февр. (№ 45). – С. 2.
Перович, Я. В. Лекция В. Б. Каменского / Я. В. Перович // Отклики Кавказа. – 1917. – 25 февр. (№ 44). – С. 2. – В заголовке статьи неправильно указан инициал отчества Василия Васильевича Каменского.
Театр «Марс»: в пятницу 24 февраля с. г. прощальная лекция знаменитого главаря футуристов Василия Каменского. Отделение 1-е : Душа женщины; отд. 2-е : Поэзия футуристов // Отклики Кавказа. – 1917. – 24 февр. (№ 43). – С. 1.
Театр «Марс» : в четверг 23 февраля знаменитый главарь футуристов Василий Каменский прочтёт лекцию «Счастье и смысл жизни» (Вот как надо жить в Армавире) // Отклики Кавказа. – 1917. – 23 февр. (№ 42). – С. 1.
Перович, Я. В. Лекции В. А. Каменского : 23 и 24 февраля состоятся две лекции известного в последние годы футуриста В. Каменского / Я. В. Перович // Отклики Кавказа. – 1917. – 23 февр. (№ 42). – С. 3. – В заголовке заметки неправильно указан инициал отчества Василия Васильевича Каменского.
Примечания
1 Каменский В. Путь энтузиаста : автобиогр. кн. // Каменский В. В. [Сочинения] : репринтное воспроизведение изд. 1914, 1916, 1918 гг. с прилож. / сост. и авт. статьи М. Поляков. М. : Книга, 1990. С. 393.
2 Казак Вольфганг. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 : [пер. с нем.]. М. : РИК «Культура», 1996. С. 175. – Условия доступа : http://books.e-heritage.ru/book/10082583 (дата обращения 29.08.2017).
3 Каменский В. Его-моя биография великого футуриста. М., 1918 // БИБЛИОТЕКА РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ КЛАССИКИ : сайт. Условия доступа : http://ruslit.traumlibrary.net/page/kamenskiy.html (дата обращения : 28.08.2017). – Загл. с экрана.
4 Отклики Кавказа. – 1917. – 23 февр. (№ 42). – С. 3.
5 Приводится по публикации:
Россомахин Андрей. «Гордость, краса и корифей русских футуристов» : афиши Василия Каменского : фрагмент кн. // Василий Каменский : Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма» / сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. С-Пб., 2017. 432 с. – Цит. по : НОВОСТИ ИСКУССТВА = THE ART NEWSPAPER RUSSIA : сайт. Условия доступа : http://www.theartnewspaper.ru/posts/3853/ (дата обращения 29.08.2017). Загл. с экрана.
6 Отклики Кавказа. – 1917. – 25 февр. (№ 44). – С.2.
7 Каменский В. Его-моя биография великого футуриста. М., 1918 // БИБЛИОТЕКА РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ КЛАССИКИ : сайт. Условия доступа : http://ruslit.traumlibrary.net/page/kamenskiy.html (дата обращения : 28.08.2017). – Загл. с экрана.
Писатель М. Ф. Михайлов – Доронович Михаил Федорович (по другим данным Федосеевич. Псевдоним Мих. Михайлов) (1879-между 1959-1966).
Известный критик-эмигрант В. Я. Перович – (в книге Каменского неправильно указаны инициалы имени и отчества критика) – Яков Владимирович Цыперович (литературный псевдоним Я. В. Перович). Предположительно, именно о нем идет речь в публикациях, посвященных Ростову-на-Дону:
«Вместе с М. Ф. Гнесиным в Донском археологическом институте работали профессора А. М. Ладыженский, Б. А. Ландау и Я. В. Цыперович. Последний активно участвовал в жизни еврейской общины, и о нем стоит рассказать подробнее. Яков Владимирович Цыперович (литературный псевдоним «Я. В. Перович»), родился в 1874 году, в 1906 г. окончил Вольный университет в Брюсселе по специальности «История западноевропейской и русской литературы XIX и XX веков. Философия искусства. Искусство Западной Европы XIX века». В совершенстве владел французским, немецким и латинским языками. Преподавал в Народном университете имени А. Караваева в Екатеринославе. В январе 1921 г. переехал в Ростов-на-Дону.
Заведовал кафедрой русской и мировой литературы в Донском археологическом институте, вел занятия в двух литературных мастерских. Кроме того, заведовал лекционным Бюро и учебно-программным отделом Политпросвета, по договоренности с правлением Еврейской общины читал лекции по истории еврейской литературы и еврейского искусства. В отечественных и зарубежных журналах публиковал статьи по вопросам философии искусства, социологии искусства Западной Европы, философским проблемам в творчестве Достоевского». (Гонтмахер Михаил Абрамович. Евреи на Донской земле : История. Факты. Биографии. Изд. 2-е, испр. и доп. // Бесплатная б-ка России. Конференции, книги, пособия, научные издания : сайт. Условия доступа : http://libed.ru/knigi-nauka/146799-1-ma-gontmaher-evrei-donskoy-zemle-istoriya-fakti-biografii-izdanie-vtoroe-ispravlennoe-dopolnennoe-avtor-serd.php (дата обращения 30.08.2017). Загл. с экрана.
В опубликованном приложении к «Запискам Северо-Кавказского краевого общества археологии, истории и этнографии в 1926-27 акад. году» приведен «Список почетных членов, членов-учредителей, действительных членов, членов-корреспондентов Общества на 2 августа 1927 года». Среди действительных членов под № 47 значится «Перович Яков Владимирович» (Старые донские дороги Евграфа Савельева : публикации памяти историографа донского казачества Евграфа Петровича Савельева : сайт. Условия доступа : http://passion-don.org/index.html (дата обращения 30.08.2017). – Загл. с экрана.).
Н. Евреинов – Николай Николаевич Евреинов (1879, Москва — 1953, Париж) – русский и французский режиссер, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог. Василий Каменский – автор «Книги о Евреинове», изданной в 1917 году в Петрограде.
8 Каменский В. Путь энтузиаста : автобиогр. кн. // Каменский В. В. [Сочинения] : репринтное воспроизведение изд. 1914, 1916, 1918 гг. с прилож. / сост. и авт. статьи М. Поляков. М. : Книга, 1990. С. 511.
9 Там же. С. 518.
10 Кафе поэтов и анархизм // Семейные истории : сайт. Условия доступа : http://www.famhist.ru/famhist/majakovsky/0004457b.htm (дата обращения 30.08.2017). – Загл. с экрана.